Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

ИОАНН
23, С. 281-284 опубликовано: 4 октября 2010г.


ИОАНН

Александрович Кочуров (13.06. (по др. данным, 13.07) 1871, с. Сурки (Бигильдино) Данковского у. Рязанской губ.- 31.10.1917, Царское Село, ныне г. Пушкин в черте С.-Петербурга), сщмч. (пам. 31 окт., в Соборе Липецких святых, в Соборе С.-Петербургских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Российских, в Соборе Рязанских святых, в Соборе святых Эстонской земли), прот., 1-й новомученик Российский. Из многодетной семьи священника. По окончании Данковского ДУ и Рязанской ДС поступил в 1891 г. в СПбДА, к-рую окончил в 1895 г. со званием действительного студента (ранее в СПбДА также учились братья И. Николай и Василий). Еще в семинарии выделялся как блестящий оратор; во время учебы в академии участвовал во внебогослужебных чтениях от Об-ва распространения религиозно-нравственного просвещения в духе правосл. Церкви. Вместе со своим однокурсником и другом сщмч. Александром Хотовицким принял предложение поступить на службу в Алеутскую и Аляскинскую епархию. 10 июля 1895 г. указом Святейшего Синода назначен настоятелем Владимирского храма в г. Чикаго (США) с приписной Трехсвятительской ц. в г. Стритор (позднее стала самостоятельным приходом). 26 июля обвенчался с Александрой Чернышёвой, дочерью диакона Казанского собора С.-Петербурга. 27 авг. Алеутским архиеп. Николаем (Зиоровым) в Троицком соборе Александро-Невской лавры С.-Петербурга рукоположен во иерея. 11 окт. того же года прибыл к месту служения.

За первые 3 года службы в Чикаго присоединил к Православию 86 униатов и католиков. Поставил вопрос о строительстве каменного храма взамен старой церкви, размещавшейся на 1-м этаже небольшого частного деревянного дома. При посещении Чикаго в мае 1899 г. Алеутский еп. св. Тихон (Беллавин; впосл. Патриарх Московский и всея России) одобрил выбор участка для строительства. Осенью того же года из-за кражи церковным старостой приходских средств И. был привлечен епархиальными властями к расследованию. В дек. 1899 г. посетивший Чикаго еп. Тихон признал И. невиновным и умиротворил приход, объединив его в деле храмостроительства. При ближайшем участии И. как председателя строительного комитета был разработан проект храма со школой и помещением для причта (архит. Л. Салливан). Был приобретен участок под правосл. кладбище. В 1899-1900 гг. И. состоял председателем Православного об-ва взаимопомощи в США.

Сщмч. Иоанн Кочуров с близкими. Фотография. Ок. 1915 г.
Сщмч. Иоанн Кочуров с близкими. Фотография. Ок. 1915 г.

Сщмч. Иоанн Кочуров с близкими. Фотография. Ок. 1915 г.

В 1901 г. получил отпуск для поездки в Россию. Занимался сбором средств для строительства храма в Чикаго, в чем ему помогал тесть свящ. Василий Чернышёв и брат Николай, служивший в хозяйственном управлении при Святейшем Синоде. Была выпущена брошюра с воззванием об оказании помощи в строительстве чикагского храма, где И. подробно описал жизнь своей паствы. И. получил поддержку от прав. Иоанна Кронштадтского, записавшего в сборной книге: «Молю соотчичей жертвовать усердно»; большой взнос из личных средств сделал имп. мч. Николай II Александрович. Новый правосл. храм в Чикаго был заложен еп. Тихоном 31 марта 1902 г. и освящен им же во имя Св. Троицы 16 марта 1903 г. На 1-ю пасхальную службу в Троицкий храм Чикаго собралось ок. 500 чел. На следующий год паства увеличилась вдвое (в это время в США устремился поток эмигрантов из зап. губерний России). В 1905 г. при Троицкой ц. была открыта приходская школа. Были организованы новые приходы в Мадисоне (шт. Иллинойс) и Хартсхорне (шт. Оклахома). И. состоял цензором «Американского православного вестника». 6 мая 1906 г. возведен в сан протоиерея, 10 мая назначен благочинным приходов Нью-Йоркского округа вост. штатов США. В февр. 1907 г. участвовал в Соборе по делам Американской Православной Церкви в Мейфилде. 20 мая уволился от миссионерской службы в США по прошению, чтобы дать своим детям образование в России (у И. было 5 сыновей и дочь).

15 авг. 1907 г. назначен штатным законоучителем муж. гимназии в Нарве (С.-Петербургская епархия). Служил сверхштатным священником Преображенского собора Нарвы. Одновременно был законоучителем жен. гимназии по найму, председателем об-ва вспомоществования нуждающимся ученикам и ученицам нарвских гимназий. Во время летних каникул жил в пос. Силламяги (Силламяэ) и совершал богослужения в местном Казанском храме, принимал участие в его ремонте и благоустройстве. В июле 1909 г. И. активно участвовал в съезде законоучителей светских средних учебных заведений в С.-Петербурге. Был членом Нарвского отд-ния епархиального братства Пресв. Богородицы и нарвского об-ва трезвости; выступал с духовно-нравственными беседами в братском Владимирском храме. В 1912 г. прочитал курс лекций по богословию на летних педагогических курсах в Нарве для учителей церковноприходских школ. Проявил себя как талантливый педагог и оратор. В 1915 г. стал духовником одного из госпиталей, развернутых во время первой мировой войны в Нарве, в помещениях гимназий. 16 нояб. 1916 г. уволен от должности законоучителя гимназии в Нарве и переведен на освободившееся штатное священническое место в Екатерининском соборе Царского Села.

Награждался орденами св. Анны 3-й (1903) и 2-й (1912) степени, св. Владимира 4-й степени (1916).

28 окт. 1917 г. Царское Село было занято казаками ген. П. Н. Краснова, к-рые сохранили верность главе Временного правительства А. Ф. Керенскому, свергнутому большевиками. Утром 30 окт. начались бои между казаками Краснова и красногвардейцами, революционными солдатами и матросами. В 15.30 в заполненном народом Екатерининском соборе Царского Села заблаговестили к молебну. Веруя, что молитва смягчит ожесточенные сердца врагов, прихожане храма и многочисленные беженцы из окрестных селений совершили крестный ход по городу с чтением молитв о прекращении междоусобной брани. В крестном ходе участвовал весь клир собора (3 иерея) и священник кладбищенской церкви. В 6 ч., когда канонада прекратилась, крестный ход вернулся в собор. Вечером того же дня с наступлением темноты казаки Краснова отступили из Царского Села в Гатчину. Утром 31 окт. в Царское Село вошли красногвардейцы, к-рые сразу же арестовали священников собора, считая, что они «за казаков молились».

Арестованных священников доставили в помещение местного совета рабочих и солдатских депутатов, где расположился штаб командира революционных отрядов П. Е. Дыбенко. Протоиереи Н. Смирнов и С. Фокко после допроса были отпущены. И., к-рый, по словам очевидцев, «запротестовал и пытался разъяснить дело», вечером был выведен за городскую черту и расстрелян по дороге к полю аэродрома на глазах у сына-гимназиста. Об обстоятельствах убийства И. написал в кн. «Десять дней, которые потрясли мир» амер. журналист Дж. Рид, пользовавшийся, однако, тенденциозными сведениями советских властей: «Вечером, когда войска Керенского отступили из Царского Села, священники стали возбуждать народ против Советов, произнося соответствующие речи на могиле Распутина, находящейся за императорским дворцом. Один из этих священников, о. Иван Кучуров (так у Рида.- А. Г.), был арестован и расстрелян раздраженными красногвардейцами». В действительности могилы Распутина в то время уже не существовало, неправдоподобно и проведение поздним осенним вечером многолюдного собрания в отдаленной части Александровского парка Царского Села, где ранее находилась могила.

И. стал первым иереем, принявшим мученическую смерть при советской власти. Утром 1 нояб. его тело было перевезено в часовню дворцового госпиталя, а 3 нояб. доставлено в Екатерининский храм. На следующий день было совершено отпевание, гроб с телом И. поставили в подцерковье. Приход получил разрешение на погребение И. под собором. 8 нояб., на 9-й день по кончине И., викарий Петроградской епархии Нарвский еп. Геннадий (Туберозов) совершил в Казанском соборе Петрограда панихиду по И. и «по всем павшим в междоусобной брани». Церковно-епархиальный совет Петроградской епархии обратился с воззванием поддержать семью пастыря-мученика и создать фонд помощи духовенству «во всех подобных случаях». 26 нояб., в первое воскресенье по возвращении в Петроград с Поместного Собора, Петроградский митр. сщмч. Вениамин (Казанский) служил в Царском Селе. В слове за литургией он обратился к народу с призывом к единению, любви и братству. Говоря о гибели И., митр. Вениамин сказал, что пастырь отдал жизнь за любовь к Богу и ближним, явив собою пример христ. мученичества. Митр. Вениамин совершил литию у гроба И. и посетил его семью в доме при церкви.

Святейший Патриарх Московский и всея Руси Тихон и сщмч. Иоанн Кочуров. Икона. XXI в. (Успенский собор Тихвинский мон-ря)
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Тихон и сщмч. Иоанн Кочуров. Икона. XXI в. (Успенский собор Тихвинский мон-ря)

Святейший Патриарх Московский и всея Руси Тихон и сщмч. Иоанн Кочуров. Икона. XXI в. (Успенский собор Тихвинский мон-ря)

9 дек. 1917 г. с проникновенным письмом к вдове И. Александре Кочуровой обратился Патриарх Тихон: «С великой скорбью Священный Собор Православной Российской Церкви, а с ним и Мерность Наша приняли известие о мученической кончине протоиерея Иоанна Александровича Кочурова, павшего жертвой ревностного исполнения своего долга. Соединяя молитвы Наши с молениями Священного Собора об упокоении души убиенного протоиерея Иоанна, разделяем великое горе Ваше и делаем это с тем большей любовью, что Мы близко знали почившего отца протоиерея и всегда высоко ценили его одушевленную и проникновенную пастырскую деятельность. Храним в своем сердце твердое упование, что украшенный венцом мученичества почивший пастырь предстоит ныне Престолу Божию в лике избранников верного стада Христова». 13 апр. 1918 г., в субботу 4-й седмицы Великого поста, Патриарх Тихон соборне совершил в храме Московской ДС первую в рус. церковной истории заупокойную литургию по «новым священномученикам и мученикам». Вслед за убиенным Киевским митр. сщмч. Владимиром (Богоявленским) за ней поминался И.- первомученик русского духовенства новейшего времени. В Петроградской епархии митр. Вениамин распорядился о том, чтобы в Неделю Православия в каждом храме по отпусте молебна была провозглашена вечная память «митрополиту Владимиру, протоиереям Иоанну, Петру (сщмч. Петру Скипетрову. - А. Г.) и всем за веру православную, Церковь Святую убиенным». В послании, посвященном годовщине избрания на Петроградскую кафедру (июнь 1918), митрополит особо напомнил о том, что за истекший год «духовенство из своей среды дало пастырей священномучеников, приснопамятных протоиереев Иоанна и Петра».

Екатерининский собор, где находилась могила И., был закрыт в 1938 г. и взорван в 1939 г. вместе с захоронением. В 1960 г. на месте уничтоженного собора был возведен монумент В. И. Ленину (разрушен неизвестными в 2004). На протяжении десятилетий И. помнили и глубоко чтили среди православных Америки. Построенный в настоятельство И. Троицкий храм стал в 1922 г. кафедральным собором Чикагской епархии. 1 нояб. 1981 г. И. был канонизирован Архиерейским Собором Русской Православной Церкви за границей. В 1993 г. Предстоятель Православной Церкви в Америке митр. Феодосий (Лазор) обратился к Патриарху Московскому и всея Руси Алексию II с просьбой рассмотреть вопрос о причислении трудившихся вместе со свт. Тихоном в Америке и претерпевших у себя на родине мученическую кончину И. и протопресв. Александра Хотовицкого к лику святых. И. был прославлен на Архиерейском Соборе РПЦ 29 нояб.- 2 дек. 1994 г. 5 февр. 1995 г., в день памяти новомучеников Российских на месте Екатерининского собора г. Пушкина был освящен 7-метровый деревянный крест. Летом 2006 г. с целью восстановления в прежнем виде взорванного в 1939 г. Екатерининского храма было произведено раскрытие его фундаментов. В ходе раскопок были обнаружены останки, которые сочли мощами И. (генетическая экспертиза не проводилась) и поместили в алтарь Софийского собора г. Пушкина. После завершения строительства Екатерининского храма предполагается устройство в его нижнем помещении музея и усыпальницы И.

Арх.: Архив СПб епархии. Ф. 2. Оп. 8. Д. 16; Эстонский ист. архив (Тарту, Эстония). EAA. 635. 1. 1322.
Соч.: Чикаго-Стриторский приход: (Ист. описание) // Амер. Правосл. Вестн. Н.-Й., 1898. № 24. С. 681-682; Приветственная речь, сказанная при встрече Преосв. Тихона в Чикаго 8 дек. 1898 г. // Там же. 1899. № 5. С. 149; К пребыванию Его Преосвященства Тихона в Чикаго 25-30-го окт. 1900 г. // Там же. 1901. № 1. С. 4-8, № 2. С. 30-32; «Братие! Благотворения и общения не забывайте: таковыми бо жертвами благоугождается Бог»: [Воззвание]. [М.,] 1901; Торжество закладки первого рус. храма в Чикаго // Амер. Правосл. Вестн. 1902. № 8. С. 170-173; Путешествие Его Высокопреосвященства Тихона, архиеп. Алеутского и Северо-Американского, по епархии: Прибытие в Чикаго // Там же. 1905. № 19. С. 374-376; Письмо в редакцию // Нарвский листок. 1910. № 141. С. 3; Как отразилась отечественная война на жизни Нарвской муж. гимназии в 1914/15 уч. г. Нарва, 1915; Письмо матери: Отрывок, нач. 1901 г. // Американский период жизни и деятельности св. Тихона / Сост.: А. В. Попов. СПб., 2008. С. 56-57.
Лит.: На постройку храма в Чикаго // Петербургский листок. СПб., 1901. № 73. С. 3; Десятилетие служения на миссионерском поприще в священном сане о. Иоанна А. Кочурова, настоятеля рус. церкви в Чикаго // Амер. Правосл. Вестн. 1905. № 17. С. 340-346; Отъезд о. прот. Иоанна Кочурова // Там же. 1907. № 14. С. 219-227; Список лиц, состоящих на службе в Петрогр. учеб. округе на 1915 год. Пг., 1915. С. 109, 253; Чествование прот. И. А. Кочурова // Нарвский листок. 1916. № 167. С. 2; Расстрел священника // Петроградская газета. 1917. № 252. С. 4; Смирнов Н., прот. Всегда Господни! // Всерос. церк.-обществ. вестник. Пг., 1917. № 139. С. 3; Любомудров Н., свящ. Венок на могилу друга // Голос свободной церкви. [Рязань], 1917. № 63. С. 1; Митр. Вениамин (Казанский) в Царском Селе // Всерос. церк.-обществ. вестник. 1917. № 156. С. 3; Письмо Патриарха Тихона // Там же. № 165. С. 4; Феофил (Пашковский), еп. Два мученика // Наш путь. Chicago, 1930. Авг.; Польский. Ч. 1. С. 183; Рид Д. Десять дней, которые потрясли мир. М., 1958. С. 200, 307; А History of Holy Trinity Russian Orthodox Cathedrаl of Chicаgo, 1892-1992 / Ed. А. Bezkorovainy. Chicаgo, 1992; Прот. Иоанн Кочуров. Протопресв. Александр Хотовицкий: Житие новомучеников. СПб., 1995; Новосвященномученик Иоанн Кочуров, пресвитер Царскосельский,- первомученик русского духовенства // СПб. ЕВ. 1995. Вып. 13. Ч. 1. С. 33-41; То же: Послесловие / Публ. подгот.: Л. Ф. Черновская, И. В. Попов. // Там же. Вып. 14. Ч. 1. С. 37-42; Климина Т. Новомученик российский Иоанн Кочуров // Мир Православия: Газ. (Таллин), 2002. № 3(48), № 4(49); Семенова Г. В. Соборная площадь в Царском Селе. СПб., 2006. С. 49-54.
А. К. Галкин
Ключевые слова:
Святые Русской Православной Церкви Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской (воскресенье 25 января или ближайшее после 25 января) Протоиереи Русской Православной Церкви Священномученики Русской Православной Церкви Новомученики Русской Православной Церкви (см. также - Новоканонизированные святые Русской Православной Церкви) Новоканонизированные святые Русской Православной Церкви (см. также - Новомученики Русской Православной Церкви) Собор святых Санкт-Петербургской митрополии (3-я Неделя по Пятидесятнице) Собор Рязанских святых (10 июня) Собор святых Эстонской земли (18 ноября) Собор Липецких святых (10 сент.) Иоанн Александрович Кочуров (1871-1917), протоиерей, священномученик (пам. 31 окт., в Соборе Липецких святых, в Соборе С.-Петербургских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Российских, в Соборе Рязанских святых, в Соборе святых Эстонской земли)
См.также:
АГАФАНГЕЛ (Преображенский Александр Лаврентьевич; 1854-1928), митр. Ярославский и Ростовский, исп. (пам. 3 окт., 30 окт., в Соборе Липецких святых, в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской, в Соборе Новомучеников и исповедников Радонежских, в Соборе Отцов Поместного Собора Церкви Русской 1917-1918 гг., в Соборе Ростово-Ярославских святых и в Соборе святых Эстонской земли)
АЛЕКСАНДР Александрович Андреев (1901– 1937), прот., сщмч. (пам. 22 окт., в Соборе Кемеровских святых, в Соборе Московских святых, в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской и в Соборе Рязанских святых)
АНАТОЛИЙ Авдеевич Правдолюбов (1862-1937), прот., сщмч. (пам 10 дек., в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе Рязанских святых)
ВАСИЛИЙ (Зеленцов Василий Иванович; 1870-1930), еп. Прилукский, вик. Полтавской епархии., сщмч. (пам. 25 янв, в Неделю 3-ю по Пятидесятнице - в Соборе С.-Петербургских святых, в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе Рязанских святых)
ВИКТОРИН Михайлович Добронравов (1889-1937), прот., сщмч. (пам. 15 дек., в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе Санкт-Петербургских святых)
ВЛАДИМИР Константинович Любич-Ярмолович-Лозина-Лозинский (1885-1937), прот., сщмч. (пам. 13 дек., в Неделю 3-ю по Пятидесятнице - в Соборе С.-Петербургских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Российских)
ДИМИТРИЙ Степанович Чистосердов (1861-1919), прот., сщмч. (пам. 26 дек.- в Соборе всех святых Эстонской земли и в Соборе новомучеников и исповедников Российских)
ЕВГЕНИЙ Яковлевич Харьков (Бетинский; 1891-1937), прот., сщмч. (пам. 10 дек., в Соборе Рязанских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Российских)
ИОАНН Дмитриевич Ансеров (1873 - 1940), прот., сщмч. (пам. 23 апр., в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе Рязанских святых)
ИОАНН Федорович Лебедев (1869-1937), прот., сщмч. (пам. 27 авг., в Соборе новомучеников и исповедников Российских, в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших, и в Соборе Рязанских святых)
ИОАНН Романович (Рейнович) Сарв (1867-1937), прот., сщмч. (пам. 20 нояб., в Соборе С.-Петербургских и Ладожских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Российских)
КИРИЛЛ (Смирнов Константин Иларионович; 1863 - 1937), митр. Казанский и Свияжский, сщмч. (пам. 7 нояб.,в Соборе Воронежских святых, в Соборе Липецких святых,в Соборе Казанских святых, в Соборе Липецких святых, в Соборе С.-Петербургских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской, )
КОНСТАНТИН Константин Васильевич Бажанов (3.06.1879 - 23.12.1937), прот., сщмч. (пам. 10 дек., в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской и в Соборе Рязанских святых)
НИКОЛАЙ Стефанович Бежаницкий (1859-1919), прот., сщмч. (пам. 1 янв., в Соборе святых земли Эстонской и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской)
НИКОЛАЙ Петрович Кулигин (1870-1937), прот., сщмч. (пам. 1 окт., в Соборе святых С.-Петербургской митрополии и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской)
ПЛАТОН (Кульбуш Павел Петрович; 1869-1919), еп. Ревельский, сщмч. (пам. 1 янв., в Соборе святых Эстонской земли, в Соборе святых С.-Петербургской митрополии, в Соборе Отцов Поместного Собора Церкви Русской 1017-1918 годов и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской)
АДРИАН Александрович Троицкий (1872-1938), прот. сщмч. (пам. 3 фев. и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской)
АЛЕКСАНДР Владимирович Агафоников [Агафонников](1881 - 1937), прот., сщмч. (пам. 1 окт., в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской и в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших)
АЛЕКСАНДР Николаевич Архангельский (1874-1930), прот., сщмч. (пам. 20 июля и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской)
АЛЕКСАНДР Николаевич Колоколов (1880-1937), прот., сщмч. (пам. 16 дек. и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской)
АЛЕКСАНДР Ленидович Орлов (1875-1937), свящ., сщмч. (пам. 20 окт., в Соборе Липецких святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской)
АЛЕКСАНДР Николаевич Парусников (1891-1937), прот., свящ. (пам. 3 нояб., в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской и в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших)